Основные свойства и качества личности.

Направленность личности – ее ведущее психологическое свойство, в котором представлена система ее побуждений к жизни и деятельности, определяющая избирательность отношений, позиций и активности. 

Мировоззрение (мировосприятие) – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе , а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. В мировоззрении представлено понимание ею материального и духовного мира, смысла жизни, людей и их поведения, происходящего в обществе и непосредственном окружении, вопросов политики, морали, права, экономики и многих других. Побудительная сила их велика.

Мировоззрение есть у каждого, но верным ориентиром в жизни оно бывает, когда оно воплощает в себе достижения человеческой цивилизации, когда оно систематично, научно достоверно и социально прогрессивно.
Потребность – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. Потребность – испытываемая человеком нужда в чем-то: в веществах, условиях, предметах, делах, результатах, состояниях, получении удовольствия. Человек относится к объектам и явлениям окружающего мира как к предметам и средствам удовлетворения своих потребностей. Потребности побуждают человека к постоянному поиску того, что их удовлетворяет. Они направляют его интересы, мысли, движения. Стремление к удовлетворению потребностей – основа целенаправленной деятельности, а успешные результаты удовлетворения той или иной потребности усиливают ее роль в направленности личности. 
Потребности человека делятся на две группы: материальные (социализированные) и духовные.

Материальные потребности – потребность в пище, тепле, отдыхе, одежде, жилище, предметах быта. Они развиваются на основе биологических, наследственных, но социализируются. Приобретая новые признаки и содержание. 

Духовные потребности – потребность в самореализации и самоутверждении, знании, информации, непрерывном образовании, общении, труде, общественно-полезной деятельности, творчестве, уважении прав и т.п. Духовные потребности человека социальны, сформировались при жизни под влиянием ее условий. Лишение человека свободы, возможности общаться с другими, заниматься любимым делом – повергает его в острые переживания, шок, порой привод даже к самоубийству.

Идеалы – образы желаемого будущего, обладающего для данной личности признаками совершенства и привлекательности. 

Жизненные цели – долгосрочные и среднесрочные результаты, намеченные личностью для реализации в планах жизни и деятельности. 
Интересы – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. 

Социальныеустановки – сложившиеся на основе опыта устойчивое предрасположение, готовность человека к определенной форме реагирования (восприятию, оценке, действию, поведению) при контакте определенными социальными объектами, факторами, условиями, событиями, информацией. 
Склонности – избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Ее основой является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной деятельностью. 
Мотивы – 1) побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; 2) побуждающий и определяющий выбор направленности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. 

Цель – то, к чему стремится человек, мотив – ради чего, это ему это нужно. Мотивы характеризуют типичные для личности, преобладающие внутренние причины выборов ею целей, способов, поступков и действий. Одни и те же проявления активности могут порождаться разными мотивами. 
Свойство направленности – важнейшее свойство, оказывающее доминирующее влияние на других. 

Характер личности – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения. Эти отношения во многом зависят от направленности, но связаны и со специальными знаниями, регулирующими отношения, ценностными ориентациями, умениями и навыками в реализации отношений, а также с соответствующими привычками и качествами.

Отношение к труду выражены в знаниях личности, соответствующих трудовых ценностных ориентациях, навыках, умениях, привычках, деловитости, целеустремленности, предприимчивости, самостоятельности, активности, организованности. 

Отношение к людям выражены в уважительности личности, гуманности, человечности, доброжелательности, вежливости, справедливости, доброте, сочувственности, корпоративности, общительности. 
Отношение к себе характеризуется самовосприятием и самооценкой личностью себя и своих особенностей, ее совестливостью, отношением к необходимости стать культурным, образованным и цивилизованным человеком, требовательностью к себе, самокритичностью и т.д. 

Способности личности – свойство, связанное с особыми качествами личности, которые благоприятствуют быстрому и относительно легкому овладению каким-то делом, эффективному его осуществлению и прогрессирующей успешностью.  

К частным способностям относятся: интеллектуальные, творческие, деловые, художественные. Они обусловлены, как правило, особым развитием отдельных качеств.

Второй вид способностей – способностью к определенной профессии, специальности, виду деятельности. Она включает отдельные частные способности и качества, относящиеся к другим свойствам – направленности, характеру, психофизиологии.

Опыт (подготовленность) личности – еще одно свойство, относящееся к операциональной сфере; совокупность знаний. Действий, приемов, деловых качеств, которые личность приобрела в процессе прижизненного развития и использует на пути к достижению жизненных и профессиональных целей. Без этого свойства личность не может обладать социальной значимостью, достигнуть самоутверждения желаемого в жизни.  
Темперамент личности – характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояния. 

Выделяется ряд особенностей темперамента: 
- сила – интенсивность психических процессов;
- подвижность – быстрота возникновения и прекращения психических процессов;
- скорость протекания психических процессов;
- уравновешенность – сбалансированность активности, побуждений, импульсивных ответов со сдержанностью, торможением;
- активность – устойчивый уровень активности, энергичности психической деятельности;- эмоциональность – эмоциональная реактивность, степень эмоционального реагирования на воздействия;
- психофизиологическая устойчивость – устойчивость к риску и опасности, перегрузкам, перенапряжению, потрясениям;
- работоспособность – запас психофизиологической выносливости; 

Все психологические свойства имеются у каждого человека. Важно другое: каково качество каждого компонента, его содержание, в чем именно состоят особенности взглядов, убеждений, интересов, мотивов, отношений, способностей, подготовленности, психофизиологии и др. Не существует двух людей, у которых они были бы одинаковы, что делает личность каждого человека неповторимо своеобразной, составляет ее индивидуальность. Каждый человек поэтому уникален.


2008-06-29   44228    Печать

Рекомендуем также посмотреть:

Почему шопинг поднимает Вам настроение? (2287)
"Черные дыры" в человеческой душе (2179)
Структура и стадии формирования психологической зависимости от компьютерных игр (13542)
Научитесь понимать людей (1773)
Идея: "Чем больше, тем лучше" (1351)

Ключевые слова для этой статьи:  Основные свойства и качества личности.