Бография Астафьев В.П.

Астафьев Виктор Петрович

(1924 г.) - прозаик.
Виктор Астафьев родился в Красноярском крае и сейчас живет на своей родине в городе Красноярске.
Детство писателя было трудным. Мальчику было всего лишь семь лет, когда погибла его мать. Она утонула в Енисее. Памяти матери, Лидии Ильиничны, он посвятит повесть "Перевал".
Астафьев побывал даже в беспризорниках, воспитывался в детдоме. Здесь добрые, умные учителя пробудили в нем интерес к писательству. Одно его школьное сочинение признали лучшим. У этого сочинения очень характерное название: "Жив!" Позже события, описанные в нем, предстали в рассказе "Васюткино озеро". Разумеется, в новой форме, по-писательски.
Весной 1943 года рабочий Виктор Астафьев уже на фронте, на передовой. Воинское звание - рядовой. И так до самой победы: шофер, артразведчик, связист.
После войны будущий писатель сменил много профессий, метался, как он сам скажет, по разным работам, пока в 1951 году в газете ?Чусовской рабочий" не был опубликован первый рассказ, и стал он газетным, литературным сотрудником.
Отсюда и начинается его собственно творческая биография.
Потом он закончил Высшие литературные курсы, а в середине пятидесятых годов известный критик Александр Макаров уже говорил о признании Астафьева как писателя и точно обозначил основные творческие устремления художника: "размышление о нашей жизни, о назначении человека на земле и в обществе и его нравственных устоях, о народном русском характере... по натуре своей он моралист и поэт человечности".
Произведения, созданные Астафьевым, хорошо известны. Это книги о войне, о мире, о детстве, многочисленные рассказы и повести "Перевал", "Стародуб", "Кража", "Звездопад", "Пастух и пастушка", "Последний поклон".
Настоящим событием в литературе стало произведение "Царь-рыба. Повествование в рассказах" (1972-1975).
Автор - не любопытствующий собиратель географических сведений, а человек, с детства изведавший суровую печаль северной земли и не забывший, не разуверившийся в ее красоте и правде. И один из ведущих героев "Повествования" - Аким, Акимка, "пана? - родился и вырос в Заполярье, а потому хорошо знает его.
Многое в повести вызывает восхищение. Живопись, богатство красок, размах, буйство и удаль языка, дар реалистического описания создают высшую достоверность. Талант создания характеров столь колоритных и зримых, что, кажется, стоит поехать - и встретишь их на берегах Енисея: Акимку, Колю, Командора, Грохотало...
"Царь-рыба? написана в открытой, свободной, раскованной манере. Прямой, честный, безбоязненный разговор о проблемах актуальных и значимых: об утверждении и совершенствовании разумных связей современного человека и природы, о мере и целях нашей активности в "покорении" природы. Это проблема не только экологическая, но и нравственная; как сделать, чтобы сохранить и приумножить земное богатство, как спасти и обогатить красоту природы. Сознание серьезности этой проблемы необходимо каждому, чтобы не истоптать, не повредить природу и себя огнем бездушия и глухоты. Тупым браконьерством Грохотало и Командора или холодным рассудочным эгоизмом Гоги Герцева.
Моральный спор между Гогой Герцевым и Акимом - это не просто спор двух слишком разных людей, он отражает столкновение бездушно-потребительского и гуманного, милосердного отношения к природе, ко всему живущему на земле. Писатель утверждает: кто безжалостен, жесток к природе, тот безжалостен, жесток и к человеку. Страстный протест вызывает у писателя бездушно-потребительское обращение с природой, хищническое поведение человека в тайге, на реке.
Мир природы таит в себе и дух справедливого возмездия. О нем взывает страдание Царь-рыбы, израненной человеком.
Внимание автора сосредоточено на людях, их судьбах, страстях и заботах. В повести много героев: добрых и злых, справедливых и вероломных, работников рыбнадзора и браконьеров. Писатель не судит их, даже самых закоренелых, он заботится об их душевном исцелении.
Автор выступает с позиций добра, он остается поэтом человечности, в нем живет необыкновенное ощущение цельности и взаимосвязанности всего живого на земле, настоящего и будущего, сегодняшнего и завтрашнего.
Будущее - это дети. Вот почему такая озабоченность: "Вот долдоним: дети - счастье, дети - радость, дети - свет в окошке! Но дети - это еще и мука наша! Вечная наша тревога! Дети - это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу - всю наголо видать. Дети могут нами закрыться, мы ими - никогда".
Вспомним рассказ "Уха на Боганиде". Из памяти прошлого, из дальних голубых пространств возникает этот островок жизни на северной земле. Послевоенное время. Бедно, скудно живут люди. С беспощадной правдивостью выписывает Астафьев быт рыбаков. Но нигде, ни единой строчкой автор не взывает к чувствам горечи и печали. Напротив, повествование согрето любовью и доверием к людям трудной судьбы, которые артельно, сообща растили и согревали детей, закладывая в их души здоровую, трудовую мораль. В этом видит автор истинное течение жизни.
Добро и справедливость прямо обращены к судьбе будущих поколений.
В неистовой борьбе против всего темного, против бездушно-хищнического индивидуализма человек устроит свою жизнь с щедростью и любовью настоящего хозяина. И как поэтический символ стойкости в жизненной борьбе в повести живет скромный таежный цветок - туруханская лилия. "Туруханскую лилию не садили руками, не холили. Наливалась она студеным соком вечных снегов, нежили и стерегли ее уединение туманы, бледная ночь и незакатное солнце... Как было, что было - не угадать. Но я нашел цветок на далеком пустынном берегу Нижней Тунгуски. Он цветет и никогда уже не перестанет цвести в моей памяти".

2009-02-05   2408    Печать

Рекомендуем также посмотреть:

Макиавелли Никколо (2423)
Бография Астафьев В.П. (2408)
Бунин Иван Алексеевич (2457)
Жанна д'Арк (2516)
Нахимов Павел Степанович (2950)

Ключевые слова для этой статьи: