ЭМОЦИИ в речи современной молодежи


Во все времена веселые школяры чуть-чуть искажали свою речь — и делали это отчасти сознательно, чтобы хоть чем-то отличиться от своих метров. При этом они вовсе не отдавали себе отчета в том, что уродуют родной язык. Ведь любой человек в свои молодые годы, осваивая родной язык, как бы пропускает его через себя, через свою эмоцию, оживляя его образы, делая его понятным для себя. Вполне естественно, что это личное представление о красоте и ценности слова одного человека со временем может распространиться и среди его сверстников — юный возраст легко поддается моде.



В прошлом веке влиятельные лингвистические школы вообще полагали, что развитие языков именно так и происходит: сменяются поколения, и каждое новое преобразует родной язык, совершая это отчасти из чувства протеста против старших, потому что в молодости так неприятны их менторский тон или ложный пафос. Языковая игра, начатая в детстве, с усвоения речи окружающих лиц, со временем развивается в настоятельную потребность самовыражения в слове; подобные словесные игры развивают творческие способности, в них создается вкус человека. Это своего рода «языковой эксперимент», важный и в социальном смысле. Многие в детстве пишут стихи — тоже игра со словом.



Обычно говорят о молодежном жаргоне. Он действительно когда-то был очень распространен. Жаргон - специальная речь корпоративно замкнутых обществ, к числу которых относились и средневековые университеты, и воровские шайки, и маклерские фирмы,— современные студенты, разумеется, ничего общего с ними не имеют. Молодежная речь теперь иная, она обращена к будущему и, в общем, по характерному для нее стилистическому тону, оптимистична и энергична, и направленность ее — творческая.



Три «координаты» выделит каждый филолог, говоря о родном языке; норма литературная — то, что полезно и общепринято для общения; система языка — то, что существует в реальности и в своих изменениях не зависит от нашего желания; и стиль речи — то, что в речевом общении говорящему кажется особенно верным, удачным и даже красивым. Все три признака необходимы для понимания языка. В каждом слове как бы ввинчены одна в другую три сути: понятие как общечеловеческое, образ как национальное и эмоция как личное свойство единой в сущности структуры слова. Они слиты в органическом единстве и вместе с тем развивают одна другую. Точно так же, как слово-понятие без образа мертво, так и слово-образ без понятия — невнятно.


Резерв национальных образных средств словам образе и в эмоции, их постоянное освежение необходимо для поддержания художественного тонуса любого развитого литературного языка. Безусловно, речь-творчество юных в этом смысле — большое благо. В переносном значении старого слова, в метком словечке, в неожиданном сочетании они выражают не только смысл — но свое отношение, чувство, оценку, постоянно усиливая экспрессивные возможности русской речи. Или как, например, в нашем сознании изменился смысл слова «газель», ранее – животное (быстроногая газель), ныне – автомобиль (грузоперевозки на Газели). Вспомним: многие ныне заслуженно литературные слова пришли из студенческой речи. Это ведь студенты Петербургского университета с 1860 по 1905 год, постепенно сменяя слова одно другим, максимально усилили . выражение степеней качества: большой стал огромным, оборотился громадным и вырос в грандиозного.

2010-03-13   2126    Печать

Рекомендуем также посмотреть:

Процедура химчистки мягкой мебели (2674)
Полезные свойства миндаля (1296)
Из чего делат металлические блок-контейнеры (1822)
Следование нормативным актам дает непревзойденный результат (2327)
Флешки под нанесение - прекрасные бизнес сувениры (1935)

Ключевые слова для этой статьи:  ЭМОЦИИ в речи современной молодежи