Театр и кино. Похожие, но такие разные.


Формат экрана, на котором демонстрируется отснятый на пленке кадр, требует определенной организации, образного решения, включающего элементы языка изобразительного искусства: композицию, перспективу, свет, позднее - цвет.


То или иное использование возможностей изобразительного искусства зависит от содержания и стилевого решения отдельного фильма.


Есть фильмы, которые осознанно строятся вне традиции изобразительного искусства, они близки к документально-хроникальной съемке; композиция в таких картинах выглядит как бы случайно выхваченной камерой из окружающей обстановки, как будто небрежной, не подчиненной строго определенной изобразительной задаче. Но эта «неорганизованность», кажущаяся случайной композиция также может представлять собой задуманное изобразительное решение. Кстати, этот подход часто используют режиссеры, которые делают трейлеры к фильмам.


Декорации, костюмы, грим - как будто одни и те же в театре и кино. Но и не те же. Прежде всего, вследствие монтажно-пространственных особенностей кино.


В театре все действие проходит на одной сценической площадке, на которой сменяются декорации (иногда действие выносится в зрительный зал, в фойе, но и в таких случаях соотносится со сценической площадкой и не выходит за пределы театрального помещения).


В кино «сценических площадок» для одного фильма великое множество и именно поэтому, описание фильмов не всегда способно передать канву, той или иной картины. Снимать фильмы можно в разных декорациях и на натуре, тоже бесконечно разнообразной. Камера в руках оператора может находиться в кабине самолета, в салоне мчащегося автомобиля, в моторной лодке, разрезающей волны и т. д. Количество подобных «можно» бесконечно.


Камера способна приближаться или отдаляться от объекта съемки, а будучи статичной, в состоянии при помощи специальных приспособлений крупно показывать отдаленную деталь, отдалять близкую. По воле авторов фильма действие, начавшись в декорации комнаты, переносится на натуру и т. д. - оно реализуется в монтаже. Пространство в фильме динамично, монтажно, варианты этой монтажной подвижности бесконечны, и в таком качестве недоступны театру.


Еще один момент, одновременно профессионально-производственный и эстетический, хорошо известный зрителю театра и кино. В зрительном зале театра мы с разных точек наблюдаем происходящее на сцене: примерно на уровне сцены, находясь в партере; сбоку, когда смотрим из ложи; сверху, когда билет достался на галерку. Мы сами выбираем объект для преимущественного рассмотрения, прослеживания. Наш взгляд, скажем, приковывает особенно полюбившийся актер, мы следуем за его движением, или наше внимание приковывает та или иная деталь обстановки. В переносном смысле мы, зрители, - камера, выбирающая то, что она хочет «снимать».


Иная ситуация в кино. На экране мы видим объект только в том ракурсе, который выбран камерой, только в той степени приближения или отдаления от него, какая понадобилась режиссеру и оператору. И никакой другой «точки зрения» не существует, в каком бы месте зрительного зала ни находились - в первом или последнем ряду, в партере или амфитеатре, прямо перед экраном или сбоку. Избранная камерой точка съемки для зрителя обязательна, она - принудительная.


Все это далеко не безразлично для художника. Он призван реализовывать пространственное решение фильма, находить облик персонажей (одежда, грим) на самостоятельной, отличной от театра, основе, хотя поверхностному взгляду может показаться, что различия неструктурны и поверхностны.

2010-05-17   1529    Печать

Рекомендуем также посмотреть:

Авиаперевозка грузов за границу. (3059)
Полезные свойства миндаля (1174)
Почему не нужно лгать в резюме? Или о том как нужно составлять правильное резюме! (2102)
Мультитулы ( мультиинструменты ) Leatherman (1558)
Семечки подсолнечника (2484)

Ключевые слова для этой статьи:  трейлеры к фильмам, описание фильмов, фильмы